Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
-BMW 3-
 
35 лет удачи - так можно охарактеризовать историю автомобилей BMW малого класса серии 3, создавшей популярный ныне класс спортивных седанов, ставших образцом для многочисленных подражателей. За это время баварская фирма выпустила более шести миллионов машин, первоначально носивших индексы "2" и "02", а с 1975 года получивших современные обозначения "316", "318", "320" и т.д.
Иметь настоящий спортивный автомобиль даже в наше время по карману немногим, а в шестидесятые таковых было еще меньше. С другой стороны, почти каждый нуждается в доступной по цене машине на каждый день. Совместить два в одном и была идея 3-й серии BMW.
Тип кузова напрашивался сам собой - компактный двухдверный седан. С одной стороны, удобный и практичный, с другой - две двери определяли "спортивность" и выделяли машину среди менее "породистых" собратьев. Однако под незамысловатой и функциональной формой скрывалась независимая подвеска всех колес (в те годы принадлежность далеко не всех даже спортивных автомобилей), дисковые передние тормоза и довольно мощный четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1575 см3 и мощностью 85 л.с., с верхним распределительным валом и однокамерным карбюратором, легко и свободно набиравший обороты. Таким был, "выстрелевший" 7 марта 1966 года BMW 1600-2. Поначалу новое изделие встретили настороженно, но уже через год спрос превысил ожидания. Для поддержания интереса покупателей сразу же начались работы над более мощными версиями. В 1968 году появился BMW 2002 с тяговитым двухлитровым мотором.


"Настоящая же 3-я серия дебютировала в 1975 году на Олимпийском стадионе в Мюнхене. Машина стала заметно больше и комфортабельнее, внешне они выделялись вертикальными указателями поворота. Заводское обозначение "трешек" первого поколения - Е21. Выпускали их только с двухдверным кузовом. Конструкция шасси в целом была аналогична 5-й серии Е12: полностью независимая подвеска со стойками Мак-Ферсон спереди и диагональными рычагами с амортизационными стойками сзади, на всех моделях обе оси имели стабилизатор поперечной устойчивости. Тормоза сзади барабанные, а вот спереди на всех моделях стояли вентилируемые дисковые.
В гамме моторов были только четырехцилиндровые М10: один с впрыском системы "Бош К-Джетроник" (модель 320i - 125 л.с.), остальные двигатели оснащали карбюраторами "Солекс" (316 - 90 л.с., 318 - 98 л.с., 320 - 109 л.с.). Двухлитровые автомобили также отличались четырьмя круглыми фарами (у остальных было две). Коробки передач - механические 4-ступенчатые (5-ступенчатые по заказу). Сделанные с учетом прошедшего потрясения и дефицита топлива все карбюраторные модели могли работать на обычном бензине с октановым числом 91, тогда как 2-литровый мотор с впрыском требовал 95-й бензин, но зато разгонял машину до 100 км/ч за 10 с, и далее до 182 км/ч. Однако наибольшим спросом пользовались наиболее дешевые BMW 316, которых было продано более 300 тыс.
Дальнейшее развитие спортивного седана требовало большего комфорта и динамических показателей. Другими словами - был нужен шестицилиндровый двигатель. И во время "легкой" модернизации семейства в 1977 году он появился (М60), причем сразу в двух вариантах объемом 2 л (карбюратор Solex - 122 л.с.) и 2,3 л (впрыск K-Jetronic - 143 л.с.). Комбинация удобного кузова, отличной управляемости, мощного и плавно работающего даже на высоких оборотах шестицилиндрового мотора с электронной системой зажигания и механическим впрыском сделала свое дело. Новый 323i развивал максимальную скорость - 190 км/ч, а разгон до 100км/ч - за 9,5 с, удачно сочетался с неожиданно малым средним расходом топлива 9,2 л/100 км. Модификация 320iS в отличие от обычной 320i имела спорт-пакет, включавший спортивные сиденья, литые диски BBS и мощный передний спойлер.
Модернизация затронула и шасси. Изменились крепления трансмиссии к кузову. Вентилируемые передние тормоза остались только у 6-цилиндровых моделей, причем 323i сзади имел уже не барабанные тормоза, а дисковые с плавающим суппортом, имевшим один цилиндр. 4-цилиндровые модели лишились также и заднего стабилизатора, который стали устанавливать только на 6-цилиндровые модели и то по заказу вместе со спорт-пакетом. Кстати, подкапотного пространства Е21 едва хватило для рядной "шестерки", поэтому вентилятор сделали с электрическим приводом.
В 1979 прошла еще одна модернизация. Несколько изменилась панель управления вентилятором отопителя. Доработали подкапотное пространство и вместили таки вентилятор с ременным приводом на 6-цилиндровые двигатели. Правда при этом пришлось делать специальное крепления для радиатора на 4-цилиндровых моделях. Прекратили производство 4-цилиндрового 2-литрового мотора со впрыском, который поставляли с 1977 по 1979 гг. только на американский рынок.
С 1980 г. на модели 316 устанавливается двигатель увеличенного рабочего объема в 1,8 л (мощность правда осталась той же 90 л.с.), а также появилась модель 318i с впрыском топлива мощностью 105 л.с. В начале 1981 г. появилась наиболее дешевая машина в семействе - модель 315 с двигателем 1,6 л уменьшенной до 75 л.с. мощности. В ноябре 1982 г. на конвейере появилось семейство Е30 с новым двухдверным кузовом (старые модели Е21 выпускались наряду с новыми примерно до 1984 г.). Несмотря на полный успех на рынке модели Е21, создатели видели в ее конструкции много недостатков и при создании следующего поколения "третьей" серии (Е30) добились почти образцовых по многим параметрам характеристик, в частности управляемости и динамики. Его линии стали более плавными, а решетка радиатора и традиционные фирменные ноздри уменьшились. Все Е30 были с четырьмя круглыми фарами и вмонтированными в бампер указателями поворота. Акцент делался на комфорт, но в рамках спортивного стиля, что и проявилось в оформлении интерьера - сдержанный стиль с функционально исполненными удобными органами управления. Старый кузов сохранился только у модели 315, которую вскоре сняли с производства.
BMW 315 и 316 - карбюраторные ("Пирбург" и "Солекс" соответственно); коробки передач - с четырьмя ступенями в стандартной комплектации и пятью - по заказу. На других моделях были моторы с впрыском топлива и пятиступенчатые коробки в базовой версии. "Автомат" предлагали на заказ для любой модели, кроме 315. Машины семейства Е30 первых лет выпуска у нас часто называют переходными, имея в виду, что они многое унаследовали от автомобилей предыдущего поколения. Постепенно машины совершенствовали, новинки появлялись чуть ли не каждый год. Первоначально же машины выпускались только с двухдверными кузовами типа "седан" - BMW 316 (1,8 л, 90 л.с. с карбюратором), 318i (105 л.с.) и 323i (традиционная рядная "шестерка" в 139 л.с. с впрыском). Успех модели в первые месяцы продаж позволил дополнить программу семейства вариантом 320iA (2,0-литровая 129-сильная рядная "шестерка" вкупе с 4-диапазонной автоматической трансмиссией).
В января 1983 г. появились модели с кузовами "кабриолет", а с сентября того же года - и с четырехдверными кузовами. Модификацию сразу ждал шумный успех, что вынудило даже Mercedes-Benz запустить в производство свою знаменитую модель 190 (W201). В этом же году освоили модель 323i с мощностью двигателя 150 л.с. и модель 318i (с системой впрыска LU-Jetronic), вместо 318.
В конце 1984-го на 318i и шестицилиндровый 323 установили каталитические нейтрализаторы и с опозданием заменили в июле 1985-го устаревшую 2,3-литровой рядную "шестерку" на 2,5-литровую с выдающимися показателями мощности - 171 л.с. (325i). В декабре 1985-го в производство запустили новые модели: 325iX (с полным приводом) и кабриолет 325i. Эти модели пользовались хотя и ограниченным, но устойчивым спросом у любителей активного вождения или активного времяпрепровождения. В то же время началось производство экономичных седанов 324d с урчащими шестицилиндровыми дизелями (первыми за всю историю BMW).
В августе 1986-го поклонников марки порадовало появление модели МЗ с инжекторным 4-цилиндровым двигателем в 200 л.с. при рабочем объеме всего лишь 2,3 л. Хотя из-за обязательного каталитического нейтрализатора и вследствие повышенного сопротивления в выпускном тракте мощность оказалась на самом деле на 5 л.с. меньше. Внешне МЗ отличали расширенные крылья с низкопрофильными покрышками размерности 205/55 R15 и "развитые" бамперы и пороги. Значение разгонной динамики (6,8 с до сотни) надолго стало разделительной чертой, за которой уже начинались настоящие спортивные суперкары.
Существовал и довольно необычный автомобиль - BMW 325е ("е" - читается как греческая буква "эта"), созданный по требованиям американского рынка. Его рядный шестицилиндровый двигатель имел внушительный объем 2693 см3 (такой же как и у 325i), но весьма скромную мощность - 122 л.с. всего при 4250 об/мин. Двигатель отличался большим крутящим моментом, экономичностью (в среднем 8,4 л/100 км) и невероятной долговечностью, так что BMW 325е до сих пор популярен среди подержанных автомобилей.
Четырехдверные машины с любым двигателем можно было приобрести, начиная с 1987 года. Август этого года также ознаменовался появлением дизельного турбонаддувного варианта 324td в 115 л.с. и нового 4-цилиндрового 1,8-литрового (318i) бензинового двигателя с 8-клапанной головкой блока цилиндров мощностью 116 л.с., с каталитическим нейтрализатором - 113 л.с.
В сентябре 1988 года модели Е30 прошли небольшой рестайлинг. На машины начали устанавливать новые фары. Модернизирована форма задка и задних фонарей. Был полностью прекращен выпуск карбюраторных двигателей, отныне моторы оснащали только электронным впрыском. В обширной гамме двигателей появился новый мотор рабочим объемом 1,6 л на модели 316i, мощностью 100 л.с., с каталитическим нейтрализатором. С этого же времени "эмку" начали выпускать в виде кабриолета.
Первые универсалы Touring датированы февралем 1989-го (их выпускали до 1994 года). На этот раз они в виде обычного пятидверного универсала, поэтому продолжения E6 не получилось. Гамма двигателей для них была полностью идентична таковой у седана. Объем салона Touring изменяется от 370 до 1125 л, однако подвеска не позволяла перевозить больше положенных 500 кг (учитывая и пассажиров). Кроме того имелась полноприводная версия 325iX Touring.
В сентябре 1989 году появилась модель BMW 318is в двухдверном варианте. Модернизированный мотор при том же рабочем объеме - 1796 см3 стал шестнадцатиклапанным и, соответственно, более мощным (136 л.с.). В это же время появилась более мощная модель М3 с двигателем 215 л.с. С 1989 года фирма выпускает автомобили только с каталитическими нейтрализаторами. На машинах серии 3 применяли впрыск "Бош LE-Джетроник" (на 320i и 325i - "Бош ME-Мотроник").
Все двигатели, помимо механических 5-ступенчатых коробок передач, оснащали также 4-диапазонными автоматическими гидромеханическими трансмиссиями. Такие автомобили в большинстве своем были популярны в США и Великобритании. Спортивная направленность BMW 3-й серии прежде всего на молодых обеспеченных людей была очевидна - удачно организованное месте водителя, комфортабельность езды, точное легкое управление, хорошее соотношение цены и качества, выносливые, надежные двигатели, подвеска и ходовая часть, добротно сконструированный кузов, большой (425 л) багажник.
В декабре 1991-го выпуск седанов (Е30) прекратили (купе МЗ - еще в 1990-м), до 1994 года производили только универсал" Touring.
Новый модельный ряд BMW 3-й серии (заводской индекс кузова Е36) появился в ноябре 1990 года. Все достоинства, присущие предшественнику (Е30), сохранились и даже приумножились в новом семействе. Дизайнерам фирмы удалось найти современный и динамичный облик (Сх=0,29), а оформление передней части машины позже было названо "автомобильным лицом 90-х годов". Броская характерная внешность подчеркивает мощь и динамику фирменного стиля BMW. Безукоризненная сборка кузова (с шестилетней гарантией от сквозной коррозии), увеличенный на 10 л по сравнению с предшественником объем салона и багажника, как и информативная приборная панель, высококачественные материалы отделки интерьера, широкий спектр рядных бензиновых силовых агрегатов (с впрыском Bosch-Motronic) - все это, как и великолепная управляемость, присущая всем моделям BMW, удачно сочетались в 3-й серии, что получило должную оценку у потребителей.
Первыми были седаны 316i (102 л.с.) и 318i (115л.с.) с четырехцилиндровыми двигателями, 320i (150 л.с.) и 325i (192 л.с.) - с новыми 24-клапанными "шестерками". Элегантный внешний вид машины скрывал размеры и без малого 200 кг лишнего веса - расплату за пассивную безопасность. Впрочем, несмотря на "полноту", автомобили с прежними четырехцилиндровыми двигателями мало уступали предшественникам в разгоне, но превосходили их по максимальной скорости и экономичности. Так BMW 325i развивающий максимальную скорость 233 км/ч, разгонялся до 100 км/ч за 8 секунд, опережая более легкого предшественника. Новая многорычажная задняя подвеска сделала BMW 3-й серии комфортабельнее и легче в управлении. Кабриолет и универсал какое-то время сохранялись от старого модельного ряда. Четырехдверный седан новой серии успешно переделывали и доукомплектовывали a"la МЗ множество немецких тюнинговых компаний.
С октября 1991 года началась продажа экономичного, но резвого турбодизельного варианта 325td (8,9 л/100 км в городском цикле), что знаменовало начало новой атаки на сектор рынка, в котором BMW начинала уже терять очки, заработанные в конце 1980-х.
В январе 1992 году на салоне в Детройте дебютирует новое двухдверное купе 320i (150 л.с.), 325i (192 л.с.) и М3 Coupe (286 л.с.). Несмотря на внешнее сходство с седаном, у этих машин нет одинаковых наружных кузовных деталей или стекол. Крыша купе на 130 мм короче, капот на 80 мм длиннее, а сам автомобиль на 50 мм ниже. В сентябре того же года шестицилиндровые двигатели получили систему управления фазами газораспределения VANOS для впускных клапанов, что сделало их экономичнее и более тяговитыми. В марте 1993-го в Женеве представлен кабриолет. Автомобиль отличается очень высоким уровнем безопасности - имеются выдвигающиеся при опрокидывании подголовники сзади. В качестве опции к нему предлагали легкосъемный алюминиевый верх.
В октябре 1993 г. вместо дизеля объемом 2443 см3 (324td) начали выпускать новые высокооборотные турбодизели объемом 2,5 л мощностью 115 л.с. (325td) и 143 л.с. (325tds), который был впервые оснащен промежуточным охладителем воздуха (интеркулером), на что указывает буква "s" в обозначении модели (это же характерно и для других дизельных моделей этого поколения). Максимальная скорость у седанов доходила до 214 км/ч.
В феврале 1994-го началось производство трехдверного хэтчбека "Compact" с экономичными четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом 1,6 л (102 л.с.), 1,7 л (турбодизель, 90 л.с.), 1,8 л (115 л.с.) и 1,9-литровым 140-сильным с 16-клапанной головкой блока цилиндров. Для уменьшения цены на нем сзади вместо сложной многорычажной подвески, как у прочих моделей семейства, стоит простая зависимая подвеска с неразрезной балкой моста. Пятиместный Compact (по замыслу фирмы, молодежно-студенческая версия) достаточно практичный автомобиль для тех, кто не озабочен перевозкой вещей собственными силами: полезный объем багажного отсека от 300 до 1030 л.
В августе 1994-го к 6-цилиндровому турбодизелю (325td и 325tds) присоединился 4-цилиндровый рабочим объемом 1,7 л и мощностью 90 л.с. (318tds). Тогда же в продажу поступает новые М3 с 3-литровой "шестеркой", развивающей 286 л.с., с кузовами седан и кабриолет.
В январе 1995-го появилась модель 328i (2,8 л) с (для рынка США сохранили старую с чугунным блоком) мощностью 193 л.с., сменившая 325i (2,5 л), что усилило позиции BMW в секторе экономичных спортивных моделей.
Долгожданный универсал под традиционным названием Touring, отсутствовавший в производственной программе год, был представлен в мае 1995-го, когда состоялась премьера модели 323i оснащенной новейшей алюминиевой рядной "шестеркой" рабочим объемом 2,5 л мощностью 170 л.с., резво берущей старт и "выдающей" сотню всего за 8 с, а также еще более резвой "328i" (193 л.с.). Вместимость же для компактного универсала - это не самое главное, важнее имидж. Вместимость его багажника оказалась всего 1030 л. Изменение индекса у модели с 2,5 л двигателем с 325i на 323i объяснялось тем, что новый рядный 6-цилиндровый двигатель с алюминиевым блоком развивал меньшую мощность по сравнению с "чугунным" предшественником - 170 против 192 л.с., и поэтому чтобы клиенты не подумали, что с годами моторы становятся хуже, индекс машины "понизили".
Для российского рынка фирма разработала даже специальный "российский пакет": увеличенный на 25 мм клиренс, более "мягкая" подвеска и адаптированная система зажигания. Для компенсации повышенного увода кузова (из-за подъема центра тяжести машины) применены 16-дюймовые низкопрофильные шины.
В сентябре 1995 г. обновили "главное орудие" М3 - в своем роде фирменный тюнинг от "BMW Motorsport". Новый двигатель объемом 3,2 л мощностью 321 л.с., в купе с механической 6-ступенчатой КПП позволили понизить время достижения отметки в 100 км/ч до 5,4 с!
В 1997 г. провели небольшой "фейслифт" (незначительную модернизацию внешности): дополнительные цвета кузова и обивки, противобуксовочная система в стандартной комплектации для шестицилиндровых бензиновых машин, обогреваемые асферические зеркала заднего вида, боковые повторители указателей поворотов и... новое оформление решетки радиатора. Больше "досталось"" BMW М3 - по заказу стало возможным установка новейшей разработки фирмы - механической 6-ступенчатой автоматизированной коробки передач типа SMG (Sequential M Gearbox), представляющей собой механическую КПП с гидравлическим исполнительным механизмом переключения и электронным управлением, что позволяло ездить как на "автомате", так и с ручным переключением без педали сцепления - она попросту отсутствует. Compact же обзавелся 6-цилиндровым двигателем в 2,5 л (170 л.с.) - 323ti.
В марте 1998 г. произошло долгожданное событие - появилась "трешка" нового поколения - Е46. При разработке автомобиля был достигнут вполне разумный компромисс между стремлением повысить вместимость кузова и комфорт салона при сохранении тех размеров, которые характерны для этого класса машин (по европейской классификации группа D).
Немного увеличены колесная база и габариты, значительно увеличена колея передних и задних колес - на 63 и 57 мм соответственно. Возросла собственная масса модели (примерно на 50 кг) по сравнению с предшественниками, несмотря на то, что использование алюминиевых сплавов в передних и задних рычагах подвесок позволило снизить их неподрессоренные массы на 8 кг. Оснащение салона на уровне более солидных моделей серии 5, а его вместимость, вызывавшая нарекания многих покупателей, несколько увеличена. В целом конструкторам удалось сохранить прежние эксплуатационные качества моделей этой серии, выделявшие их среди аналогов, а также создать новый, более современный облик компактной машины.
Первыми появились седаны, которые стали выпускать параллельно с четырьмя моделями предыдущей серии Е36 с кузовами 3-дверный хэтчбек Compact, 5-дверный универсал touring, 2-дверные купе и кабриолет.
Семейство седанов Е46 получило два новых двигателя. До появления следующего поколения 4-цилиндровых 16-клапанных моторов первой базовой моделью стал 318i с 1,9-литровой 8-клапанной "четверкой" мощностью 118 л.с. Впервые на 4-цилиндровых двигателях BMW для повышения плавности их работы появились два дополнительных балансировочных вала. На моделях 320i, 323i и 328i установлены прежние рядные "шестерки" из легкого cплава, оборудованные новым газораспределительным механизмом с системой Doppel-Vanos, регулирующей фазы газораспределения в более широком диапазоне. Это позволило увеличить мощность на малой и средней частотах вращения коленчатого вала и сдвинуть максимум крутящего момента с прежних 3950-4200 до 3500 об/мин.
Принципиально новым является 4-цилиндровый 16-клапанный дизель непосредственного впрыска топлива (с неразделенными камерами сгорания), оснащенный системой топливоподачи высокого давления и турбонаддувом с промежуточным охлаждением воздуха. Новый двигатель обеспечил модели 320d высокие динамические показатели, превышающие параметры базовой модели 318i, и лучшую (примерно на четверть) топливную экономичность. Отмечается относительно мягкая и тихая работа этого довольно мощного мотора с литровой мощностью около 70 л.с./л - первенца нового поколения высокоэффективных дизелей ВМW.
Среди технических новинок - 5-ступенчатая автоматическая коробка передач с режимами адаптивного и ручного управления, расширились функции АБС тормозов, которая не только предотвращает блокирование колес, но и позволяет машине легче вписаться в поворот на торможении (СВС), противобуксовочная система (ASC+T), выполняющая также функции самоблокирующегося дифференциала. Впервые на машинах этой серии (правда, в качестве заказного оснащения на машинах с 6-цилиндровыми двигателями) применяется третье поколение системы так называемой динамической стабилизации DSC, которая появилась несколько лет назад на моделях серий 7 и 8. Она помогает водителю в управлении автомобилем, постоянно учитывая и оценивая мгновенную информацию о частоте вращения каждого колеса, углах поворота рулевого колеса, величины бокового ускорения и центра масс автомобиля при изменении траектории его движения. В зависимости от складывающейся на дороге ситуации DSC может сбрасывать "газ" и притормаживать каждое колесо в отдельности, исправляя тем самым ошибки, которые может допустить водитель при неправильном, с точки зрения электронных мозгов DSC, прохождении поворота или изменении траектории движения.
В 1999 г. гамма двигателей была расширена 1,9 л двигателем в 105 л.с., который является дефорсированной модификацией 1,9 л 118-сильного двигателя. Однако этот скромный табун способен разгонять автомобиль до 200 км/ч, а для достижения 100 км/ч ему требуется 12,4 с. Кроме того в конце года появилась модель 330d с новым турбонаддувным дизелем мощностью 184 л.с., оборудованным, как и 2-литровый турбодизель, системой Common Rail (общая магистраль впрыска).
В этом же году полностью обновили и двухдверное купе. Как и прежде, при внешней схожести они не имеют ни одной общей наружной детали с седаном, они на 17 мм длиннее, на 18 мм шире и на 46 мм ниже. Их оснащают только бензиновыми двигателями рабочим объемом 1,9-2,8 л. В стандартное оснащение купе входят 16-дюймовые колеса и "спортивная" подвеска с короткими и жесткими пружинами, обеспечивающие более "острые" характеристики управляемости.
Осенью в продажу поступили шесть моделей просторных универсалов Touring нового поколения Е46. Двигатели те же, что и на седане за исключением 1,9 л (105 л.с.) четверки, которая для купе не предлагается. Одновременно прекратили выпуск М3 с кузовом Е36, поэтому из старой серии в 2000 г. вошли только кабриолеты и модели Compact.
В 2000 г. седаны и универсалы в целом мало изменились. Главная новость - появление двух 2,2- и 3,0-литровых бензиновых двигателей и трех базовых комплектаций для седанов, которые сразу же разделили покупателей на сторонников спортивного стиля и комфорта. Для первых предлагается исполнение M sport со спортивными сиденьями и рулевым колесом, более жесткой подвеской и 17-дюймовыми колесами. Есть и чисто внешние отличия. Варианты Comfort и Top Comfort предназначены для более мягкой езды и отличаются как отделкой, так и оснащением салона. Само название Top Comfort говорит о высоком уровне стандартной комплектации. В нее входят дорогие ксеноновые фары, электроподогрев передних сидений, включение стеклоочистителей по датчику дождя и др.
Мировая премьера кабриолета на шасси "тройки" состоялась в марте 2000 г. на Женевском автосалоне, и этой же весной машины поступили в продажу. Внешнее сходство кабриолета с купе очевидно, хотя машины имеют разные двери и задние крылья. Кабриолет имеет автоматически срабатываемые при опрокидывании дуги безопасности и складной мягкий верх, который укладывается в специальный объемный контейнер и может быть демонтирован. В холодное время года устанавливается жесткий верх, превращающий автомобиль в полноценное купе.
В июне 2000 г. модельный ряд седанов и универсалов дополнен полноприводными комплектациями 330Xi и 330Xdi с новым силовым агрегатом. Новинки получили видоизмененную переднюю подвеску и полный привод всех колес через раздаточную коробку с цепью "Морзе" и межосевой дифференциал. В целом трансмиссия аналогична той, что применяется на вседорожниках Х5. Вместо механических дифференциалов повышенного трения используется система "автоматического дифференцирования" ADB-X, позволяющая перераспределять тяговые силы на колесах в зависимости от их сцепления с дорожным покрытием посредством рабочей тормозной системы. Кроме этого, на автомобилях применяется новейший рядный 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3,0 л, созданный на основе 2,8-литрового агрегата. Ход поршня увеличен с 84 до 89,6 мм. Мощность возросла почти на 20% - со 193 до 231 л.с., что позволило более тяжелым машинам иметь лучшие динамические показатели по сравнению с обычными моделями 328i и 328i Touring. Две другие модели (330Xdi и 330Xdi Touring) комплектуют известным 2,9-литровым турбонаддувным дизелем мощностью 184 л.с. В конце 2000 г. все семейство "троек" обрело новые варианты - 320i и 325i. Для первого рабочий объем двигателя вырос с 2,0 до 2,2 л, а мощность - со 150 до 170 л.с. Рабочий объем 2,5-литрового агрегата модели 323i остался прежним, но в результате модернизации мощность увеличилась со 170 до 192 л.с., а индекс машины изменили на 325i.
Семейство купе теперь возглавляет общепризнанный лидер среди машин этого класса М3. Внешние отличия автомобиля заключаются в ином переднем бампере-спойлере с увеличенным воздухозаборником, стильных вентиляционных решетках на боковинах передних крыльев и специальных хромированных легкосплавных колесах. В салоне - спортивные сиденья, "трехспицевое" рулевое колесо с обилием различных функциональных кнопок и модные ныне хромированные ободки круглых циферблатов на панели приборов. На 45 см3 увеличен рабочий объем двигателя М3. Форсировка позволила довести мощность этого незаурядного мотора до 343 л.с. при 7900 об/мин.
В ноябре был рассекречен новый Compact. Созданный на укороченной платформе хэтчбек отличается новой головной оптикой с четырьмя раздельными разноразмерными круглыми фарами (дальнейшее развитие темы "подведенных глазок") и треугольными задними фонарями, в которых раздельные отражатели закрыты общим стеклом. Хэтчбек получился короче седана на 280 мм, но колесная база осталась прежней (за счет более короткого заднего свеса). Следовательно, об ухудшении условий для водителя и пассажиров разговора нет. К тому же все, чем богат седан, будет доступно и хэтчбеку. В частности, сохранены универсальные возможности "компакта": раздельная спинка заднего сиденья может быть сложена и объем под перевозку поклажи увеличен. На заднем сиденье тесновато, но для облегчения посадки передние сиденья не только откидываются, но и смещаются вперед и вверх.
Появлением Сompact"а баварский концерн завершает обновление модельного ряда 3-й серии Е46.
В марте на сборочном заводе Автотор выпущена первая партия седанов BMW 3-й серии. В Калининграде собирают "трешки" только двух модификаций - 318i (1,9 л - 118 л.с., механическая коробка передач или "автомат") и 320i (2,2 л - 170 л. с., только автоматическая трансмиссия). Универсалы, купе и полноприводные версии будут поставляться из Германии. Хотя по мере поступления заказов, возможно, начнется сборка и других модификаций.
На Женевском автосалоне 2001 на стенде BMW было две премьеры. Одна - это официальная премьера Compact. Кроме того стало точно известно, что первыми на рынок (лето 2001 г.) выйдут модификации 325ti и 316ti. Подвеска колес автомобиля будет настроена "по-спортивному". Но на российский рынок Compact, увы, поставляться не будет: эта модификация у нас почти не пользуется спросом. Под капотом "триста двадцать пятой" - рядная "шестерка" мощностью 192 л.с. Максимальная скорость - 230 км/ч.
А вторая премьера скрывалась под капотом "компактов" BMW 316. Это новый бензиновый двигатель объемом 1,6 л семейства Valvetronic. У мотора отсутствует привычная дроссельная заслонка - ее заменяет... усовершенствованный привод впускных клапанов! Сложная система рычагов и шестерен, приводимая в действие электромотором и управляемая электроникой, постоянно изменяет продолжительность и глубину открытия впускных клапанов так, что это позволяет точнейшим образом дозировать объем воздуха, засасываемого в цилиндры (электродвигатель, поворачивая эксцентриковый вал, изменяет плечо промежуточного рычага; чем больше плечо рычага, тем выше подъем впускного клапана). На разработку этой системы баварские моторостроители потратили 10 лет! В ближайшее время технология Valvetronic будет внедрена на все двигатели BMW, включая моторы V8 и V12. А первенцем семейства Valvetronic стала рядная шестнадцатиклапанная "четверка" объемом 1,6 литра, которая развивает 115 л.с. и при этом расходует на 10% меньше топлива, чем "обычный" двигатель того же объема.


 
Автомашина