Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
-BMW 5-
 
По размерам "пятерка" BMW - между 3-й и 7-й сериями, составляя как бы сердцевину модельного ряда - между небольшими автомобилями со спортивным уклоном и представительскими.
Сформулированная в конце 60-х годах концепция 5-й серии звучала так: среднего размера четырехдверный седан со спортивными задатками в двигателе, шасси и дизайне кузова. Время показало верность выбранного пути, а качество воплощения не подводило.

Первое семейство автомобилей 5-й серии, имеющие внутризаводское наименование Е12, было впервые представлено в сентябре 1972 г. Внешне эти машины походили на автомобили серии 3, но отличались, помимо размеров, четырьмя круглыми фарами. Эргономика водительского места и отделка салона в свое время были признаны одними из лучших в классе.
Первенцами были седаны с четырехцилиндровыми двигателями М10 - модели 520 (карбюратор "Пирбург" - 115 л.с.) и 520i (механический впрыск "Бош К-Джетроник" - 130 л.с.). В августе 1973-го увидел свет шестицилиндровый BMW-525 (двигатель М30 - 145 л.с.), которая внешне отличалась легкой выпуклостью капота моторного отсека, а в феврале 1974-го - BMW-528 (двигатель 2,7 л М30 с карбюратором "Пирбург" - 170 л.с.). С июня 1974 г. пошла экономичная модель 518 с двигателем М10 рабочим объемом 1,8 л мощностью 90 л.с. (ее последовательно модернизировали в 1975 и 1980 годах). Коробки передач на "пятерках" первого поколения были механическими четырехступенчатыми.
В результате постоянного усовершенствования модели в сентябре 1976 г. с конвейера в Дингольфинге начала сходить усовершенствованная модель автомобиля BMW 5-й серии. При этом были модифицированы более 40 деталей, в том числе: "ноздри" (фирменная решетка радиатора BMW) стали смещены выше; целиковый капот моторного отсека с желобками, находящими на "ноздри" BMW; увеличенные задние фонари; заливная горловина топливного бака; новое рулевое колесо; сдвижная панель крыши, имеющая возможность поднятия также в задней части; круглый воздушный фильтр с вложенным фильтрующим элементом; на модели 528 устанавливаются дисковые тормоза, имеющие внутренний обдув. Увеличили мощность двигателя у модели 525 - до 150 л.с.
С сентября 1977 г. на модели 520 вместо четырехцилиндрового двигателя устанавливается вновь разработанный шестицилиндровый силовой агрегат (М20) - 122 л.с.. Распределительный вал на этом двигателе имеет зубчато-ременный привод. На модели 528i устанавливается электронная система впрыска L-Jetronic, что позволило увеличить мощность до 177 л.с.. На всех моделях наружное зеркало переносится в передний треугольник окна передний двери. С сентября 1978 г. кроме прочего серийно устанавливается устройство индикации износа тормозных колодок передних дисковых тормозов, а также новый переключатель на рулевой колонке. Мощность модели 528i довели до 184 л.
В мае 1981 г. производство модели 5-й серии Е12 было прекращено и была представлена новая модель 5-й серии BMW. Эта модель, имеющая внутризаводское наименование Е28 базировалась на том же кузове, который был конструктивно и внешне доработан - он стал более динамичным, в отделке стало меньше хрома, внутренние круглые фары уменьшили, а задние фонари, наоборот, увеличили. Поэтому данную модель и в России, и в Германии называют переходной. Бамперы применили иной конструкции (позже на скоростных моделях М5 появились конструкции интегрального типа с развитыми спойлерами и окрашенные под цвет кузова). Новые модели 5-й серии в зависимости от конкретной модели и состава оборудования стали легче на 60-90 кг. Кроме того изменилась отделка интерьера - впервые появилась знаменитая развернутая к водителю приборная доска с "плотной" компоновкой всех органов управления, которая смотрится почти современно и по прошествии двух десятилетий. Сиденья анатомической формы приобрели характерную немецкую жесткость и прекрасную боковую поддержку. Ушли в прошлое четырехступенчатые коробки, для повышения пассивной безопасности топливный бак расположили перед задним мостом.
Значительно улучшили управляемость: в ходовой части стал использоваться применяющийся на моделях 7-й серии принцип двухшарнирного переднего моста с наклонно распложенными амортизационными стойками с малым положительным плечом обкатки. Новое поколение двухрядных подшипников колес уменьшило объем технического обслуживания. Дисковые тормоза с увеличенными размерами и с суппортами с плавающими скобами обеспечивали надежное торможение автомобиля. На скоростной (215 км/ч) модели 528i на заднем мосту установили дополнительный регулятор, который обеспечивал устойчивость автомобиля при всех условиях.
На моделях 525i/528i система чек-контроля обеспечивала контроль уровня важнейших жидкостей, а также системы освещения автомобиля. Кроме того, индикатор обслуживания нового типа индицировал срок проведения следующего технического обслуживания в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля.
Двигатели Е28 оборудованы улучшенными по сравнению с предшественниками системами зажигания и впрыска топлива. Системы впрыска топлива стали устанавливаться на всех шестицилиндровых двигателях(М20/30) - 2,0-литровый М20 стал развивать 125 л.с.
В марте 1983 года появилась модель 525е для североамериканского рынка (ее отличали более развитые бамперы), на которую установили 6-цилиндровый двигатель М20 рабочим объемом 2,7 л мощностью 129 л.с. с системой впрыска Motronic, а через год его оснастили и каталитическим нейтрализатором. Тогда же последовала очередная волна модернизаций двигателей: сошла со сцены карбюраторная модель 518. Ей на смену пришла 518i с впрыском "Бош LЕ-Джетроник" - 105 л.с. В сентябре 1983 года появилась экономичная модель 524td (9,0 л/100 км) с турбодизелем М30 мощностью 115 л.с., который в 1986 г. дополнил менее дорогой, но более надежный 86-сильный атмосферный дизель на модели 524d.
В 1984 г. появился новый 3,4-литровый двигатель М30 в 218 л.с. (535i), который в варианте с каталитическим нейтрализатором развивал всего 185 л.с. (из-за пониженной степени сжатия). В этом же году состоялся дебют спортивной модели М5, оборудованной модифицированным двигателем от легендарной М1 - R6 с 4 клапанами на цилиндр и рабочим объемом 3453 см3 - 286 л.с. при 6500 об/мин и 340 Нм при 4500 об/мин, что в то время являлось одним из самых высоких результатов для двигателей обычных легковых автомобилей. Максимальная скорость достигала 245 км/ч.
Автомобили BMW 5-й серии этого поколения - одни из самых популярных импортных автомобилей на отечественном рынке благодаря их прочности, надежности двигателей, комфортному салону (после 1981 года), хорошим динамическим качествам и изученности конструкции большинством небольших авторемонтных мастерских по всей стране. Крепление передних крыльев и других элементов передней части кузова на болтах значительно облегчает ремонт.

В январе 1988 года фирма начала производво семейства Е34. Кузов стал более обтекаемым, появились вертикальные указатели поворота, противотуманные фары под бампером (колесная база 2760 мм; длина 4720, ширина 1750, высота 1410 мм; колея спереди 1465, сзади - 1485 мм). Автомобили нового семейства стали вехой в истории фирмы: великолепное качество сборки, отделки, комфортабельность езды благодаря отличной настройке ходовой части, образцовые системы обогрева и вентиляции, безукоризненное исполнение салона, высокие динамические характеристики, стабильный прямолинейный выбег, эффективные тормоза, высокий уровень активной и пассивной безопасности - все говорит о высоком уровне конструкторов, которые вывели компанию BMW в число мировых лидеров. Седаны 5-й серии (кузов Е34) но качеству сборки и комфортности вполне можно поставить на одну ступень с роскошными BMW 7-й серии.
Просторный салон больше ориентирован для удобства водителя: панель черного цвета, светящаяся в темноте оранжевой подсветкой, развернута в его сторону, пять электрорегулировок водительского сиденья, просторная посадка именно на передних сиденьях, а также отличная эргономика органов управления - все нужные водителю рычаги и рычажки находятся там, где и ожидаешь, а "баранка" как по форме, так и по возможности регулировки угла наклона сама просится в руки.
Отличная обзорность, в меру мягкая и бесшумная подвеска не вызывает у пассажиров неприятных ощущений при любом качестве дороги. Бесшумность при езде - фирменная черта автомобилей BMW. Бесшумная, даже при интенсивной эксплуатации, отделка салона (разве что кожа сидений слегка поскрипывает), двигатель звучит приглушенно даже на высоких оборотах. Багажный отсек объемом 460 л, в крышке которого аккуратно размещен весьма полный комплект инструмента, - для многих в те годы столь полная штатная комплектация стала неожиданностью. Зато все прочие дополнения (кроме, разумеется, АБС фирмы Bosch и подушки безопасности для водителя) предлагаются только в опциях. Гидроусилитель рулевого управления развивает полную мощность при маневрировании, а с ростом скорости уменьшает свое действие для повышения точности обратной связи. Тормоза просто образцовые - с мощным замедлением, идеальной информативностью, мягко и точно работающей АБС.
"Пятая" серия стала наиболее представительной по набору двигателей в производственной программе компании, которая создала для нее широкий диапазон высококачественных рядных шестицилиндровых бензиновых силовых агрегатов c впрыском "Бош-Мотроник": 2,0 л, 129 л.с., шины 195/65 HR15 (модель 520i); 2,5 л, 170 л.с. (525i); 3,0 л, 188 л.с., шины 205/65 VR15 (530i) и 3,4 л, 211 л.с., шины 205/65 VR15 (535i). Их агрегатировали с автоматическими 4-диапазонными и 5-ступенчатыми механическими коробками передач. В марте 1988 года появились экономичные (9,3 л/100 км в городе) седаны 524td с турбодизелем мощностью 115 л.с.
Топ-модель - седан М5 с двигателем рабочим объемом 3,5 л (315 л.с.) и увеличенным до 90 л топливным баком появилась в январе 1989-го и сразу завоевала популярность в кругах любителей "прохватить с ветерком". Укомплектованная механической пятиступенчатой коробкой передач, противобуксовочной системой и шинами размерности 235/45 ZR17 спереди и 255/40 ZR17 сзади, она стала самой динамичной в своем классе (разгон до сотни за 6,3 с, максимальная скорость ограничена - 250 км/ч). В апреле 1992-го этот двигатель заменили более мощным 3,8-литровым 327-сильным, а через месяц появилась его 340-сильная версия. В серийной комплектации все машины оборудовали усилителями тормозов.
В мае 1990 года начался выпуск седанов 520i и 525i с 24-клапанными головками блока цилиндров, что позволило "снимать" по 150 и 192 л.с. Октябрь 1991 г. ознаменовал появление первой в истории семейства "пятерок" полноприводной модификации 525iX с 2,5-литровым двигателем (192 л.с.). Она стала еще более "активнобезопасна", чем ее заднеприводные сородичи: она устойчива и не поддается не только заносу, но и резкой пробуксовке колес на сухом асфальте (благодаря противобуксовочной системе), и уж тем более не позволяет автомобилю сесть в лужу на проселочной дороге.
Кроме того в это же время появился новый турбодизель с промежуточным охлаждением - 525tds (143 л.с.), что позволило достигать максимальной скорости более 200 км/ч и при этом средний расход составлял всего 7 л/100 км! А с ноября в автосалонах появились недорогие седаны 518i с тяговитым 113-сильным двигателем, предназначенные в основном для восточноевропейского рынка.
В январе 1992 г. полным ходом пошли продажи элегантных универсалов Touring 520i и 525i, которые сохранили все лучшие ездовые качества седанов, а также версии с системой полного привода BMW 525iX Touring. Объем багажного отсека при пяти ездоках составлял 460 л, а с двумя - 1450 л.
С октября 1992 года в продажу поступили седаны и универсалы 530i (218 л.с.) и 286-сильный 540i (вместо 535), оснащенные малошумными высокотехнологичными двигателями V8, а также М5 Touring. В январе 1993-го на 518i стали устанавливать новый 4-цилиндровый 1,8 л двигатель мощностью 115 л.с. А в апреле 115-сильный 2,4-литровый турбодизель (524td) заменили на 2,5-литровый 115-сильный турбодизель с прямым впрыском топлива (525td), агрегатируемый с автоматическими и механическими КП.
В сентября 1995 г. на Франкфуртском автосалоне состоялся дебют нового уже четвертого поколения автомобилей BMW 5-й серии (ЕЗ9). Кузов стал немного больше - на 55 мм в длину, на 23 в высоту и 49 в ширину, что вместе с увеличением колесной базы на 70 мм, вызвало изменение пропорций кузова, обеспечив ему более короткий свес и особую элегантность. Плюс ко всему кузов значительно прибавил в жесткости, что повысило не только безопасность, но и улучшило управляемость. Тем не менее он не стал тяжелее, хотя также, как и предыдущий, стальной. Алюминий же широко внедрен в конструкцию подвески. Из него сделаны направляющие рычаги, рулевые тяги, штампованные подрамники передней и задней подвесок, опоры амортизационных стоек - все это снизило неподрессоренные массы на 36 %. Такое облегчение позволило улучшить работу подвески, а следовательно, комфорт. Кроме того "алюминизации" подверглись наружные трубы амортизаторов, тормозные суппорты и, конечно, колесные диски.
Великолепное поведение автомобиля на дороге обеспечивает конструкция задней подвески "Интеграл-4А" с "подруливающим" действием задних колес, аналогичная применяемой на 7-й серии.
Бамперы, выполненные из пластмассы, опоясывают кузов спереди и сзади вплоть до колесных арок и в сочетании с защитными планками на дверях обеспечивают полную окантовку автомобиля. Характерными являются сдвоенные круглые фары, размещенные под единым стеклом.
Увеличение колесной базы также способствовало созданию большего комфорта для пассажиров на задних сиденьях. Салон автомобиля выдержан в традиционном стиле. Место водителя является образцом эргономичности. Как всегда широк список дополнительного оборудования. Среди новинок - установка теплового аккумулятора в системе охлаждения двигателя. Возможности устройства таковы, что после двухдневной стоянки на морозе -20С теплый воздух (+40С) пойдет из дефлекторов системы отопления через минуту, в то время как без нее только через восемь. Кроме того ускоряется прогрев двигателя, снижается выброс вредных веществ в атмосферу и расход топлива.
Первоначально устанавливались только два двигателя - новые рядные "шестерки" с алюминиевым блоком цилиндров объемом 2,5 л (170 л.с. - 523i) и 2,8 л (193 л.с. - 528i). Эти двигатели легче своих "чугунных" предшественников на 30-32 кг. Индекс машины с 2,5 л двигателем "понизили" намеренно - с 525i на 523i. Это было сделано для того, чтобы клиенты, не дай бог, не подумали, что с годами моторы становятся хуже - ведь при одинаковых объемах мощность нового двигателя меньше на 22 л.с. Однако новые двигатели отличаются не только алюминиевым блоком - они развивают больший крутящий момент на низких оборотах. Коробка передач 5-ступенчатая механическая или автоматическая. О том, что автомобиль оборудован автоматической КПП, говорит буква "А" в обозначении модели, например 523iA.
Весной 1996 г. к ним присоединились 6-цилиндровый бензиновый мотор объемом 2 л (150 л.с. - 520i), "старый" вихрекамерный дизель с чугунным блоком в 2,5 л с промежуточным охлаждением воздуха (143 л.с. - 525tds) и две V-образных "восьмерки" объемом 3,5 л (235 л.с. - 535i) и 4,0 л (286 л.с. - 540i). Автомобили с двигателями V8 можно оснастить 6-ступенчатой механической КПП.
А с весны 1997 г. производственную программу дополнил новый универсал Touring (до этого выпускали универсал на базе Е34), который на 90 мм длиннее и на 100 кг тяжелее седана. Они имеют хорошую вместимость и сохраняют превосходные ездовые качества седанов. Гамма двигателей для универсала аналогична таковой у седана. Список стандартного оснащения был дополнен двумя боковыми подушками безопасности.
В сентябре появились подушки безопасности в подголовниках для водителя и пассажира. А в конце года появилась бронированная по классу В4 модель 540i Protection, способная противостоять стрелковому оружию (калибром как минимум 0,44), взрывам гранат, ударам саперной лопатки. Все это стало возможным благодаря броне из арамида и встроенным пуленепробиваемым стеклам. В целом за 1998 год выпустили не менее 500 (точная цифра держится в секрете) таких автомобилей по цене от 178400 DM.
Через год в сентябре 1998 г. возобновилось производство скоростной модели М5 - собственной тюнинговой версии автомобиля 540i. На новой М5 установлен форсированный 5-литровый двигатель V8, конструктивно схожий с серийным 4,4-литровым агрегатом. Он оборудован системой Double-VANOS и восемью индивидуальными дроссельными заслонками. Впервые на серийной модели BMW его мощность составила 400 л.с., а динамические качества стали даже лучше, чем у М3 - 5,3 с до 100 км/ч. М5 комплектуется только 6-ступенчатой механической КПП.
В 1999 г. внешне автомобили не изменились, а вот под капотами произошли большие перемены: 6-цилиндровые моторы получили управление обоими распредвалами Double-VANOS (ранее - только одним), 8-цилиндровые - систему VANOS для впускных клапанов и двуступенчатые каталитические нейтрализаторы, позволившие удовлетворить требованиям Euro 4 2005 года. Помимо снижения токсичности выхлопа, достигнуто увеличение крутящего момента, а также повышена топливная экономичность.
Еще одна новинка - 184-сильный дизель с неразделенной камерой сгорания, системой впрыска CommonRail, турбонаддувом и промежуточным охлаждением на модели 530d. Автомобиль способен развивать 225 км/ч и расходовать в стандартном загородном цикле менее 6 л/100 км. Несмотря на полное превосходство нового дизеля, производство старого вихрекамерного (525tds) продолжалось еще некоторое время.
В середине июля BMW попросила европейские структуры омологировать модели 530d и 525tds в качестве разрешенных для работы в такси! Это произошло после ухода из BMW Пишетсридера, который наотрез отказывался сбывать BMW таксистам, несмотря на мнгократные обращения многих профсоюзов таксистов к баварцами с просьбой продать им BMW 5-й серии с новейшими турбодизелями.
В конце 1999 г. на российских дорогах появились первые седаны 523i и 528i, собранные на предприятии АО "Автотор" в Калининградской области. Цена "российских" BMW примерно на 10 тыс. долларов ниже "немецких".
В начале 2000 г. появилась недорогая 520d с 2,0-литровым 4-цилиндровым дизелем непосредственного впрыска, впервые опробованным на "тройке" 320d. Его мощности (136 л.с.) вполне хватает, чтобы даже 1,6-тонный 520d Touring разгонять с места до 100 км/ч за 10,9 с. По сравнению с бензиновой 520i Touring средний расход топлива новинки снижен примерно на треть.
Более мощная 525d заменила предшественницу 525tds с вихрекамерным 143-сильным дизелем. Новый 2,5-литровый 6-цилиндровый турбонаддувный дизель непосредственного впрыска тоже оснащен системой топливоподачи Common Rail и развивает 163 л.с.
Серийные комплектации включают целый "букет" систем активной безопасности: антиблокировочная тормозная система, ASC+T (автоматический контроль устойчивости с регулятором тяговой силы), DSC III (система динамической стабилизации движения) и DBC (динамическая стабилизация распределения тормозных сил). По заказу возможны такие "опции", как пневмоэлементы в задней подвеске (регулируют крен кузова), полный "электропакет" с памятью на установку водительского сиденья, рулевого колеса и зеркал заднего вида, двойные боковые стекла, система контроля давления воздуха в шинах (RDC), подогрев рулевого колеса, автоматическая климатическая установка с контролем загрязненности наружного воздуха (AUC) и др. В 2000 г. появилось и водительское сиденье так называемого активного типа, которое до этого предлагалось только на машинах серии 7.
Осенью 2000 г. состоялась первая модернизация семейства моделей 5-серии. Внешне обновленная "пятерка" легко узнаваема по прозрачным блокам фар с круглыми желтыми указателями поворотов и новому переднему спойлеру с круглыми противотуманными фарами. Однако главные изменения скрыты внутри - здесь появились сразу три новых двигателя M54 для моделей 520i, 525i и 530i. Все они рядные 6-цилиндровые с системами Doppel Vanos и впускными трубопроводами изменяемой длины (а у 3,0-литрового - еще и регулируемый выпуск). Первый двигатель для 520i создан на базе прежнего 2,0-литрового агрегата главным образом благодаря увеличению хода поршня с 66 до 72 мм, что позволило увеличить его рабочий объем с 1991 до 2171 см3, а максимальную мощность - со 150 до 170 л.с. при 6250 об/мин. Однако машина получила индекс 520i, хотя формально было бы справедливее 522i. Второй двигатель - это прежний 2,5-литровый агрегат модели 523i, но в модернизированном варианте развивающий уже не 170, а 192 л.с. (индекс 523i заменили на правильный 525i). Третий двигатель для 530i впервые (в середине 2000 года) появился на моделях 3-й серии - это 3,0-литровый двигатель с внушительной мощностью в 231 л.с.
В 2002 году на смену нынешней 5-й серии, придет модель под кодовым номером Е60. По словам Криса Бэнгла, ведущего дизайнера проекта, она явит совершенно новый подход к семейству автомобилей подобного класса. Кузов конечно же сохранит все знакомые нам черты и элементы фирменного стиля BMW, но будет восприниматься совсем по-другому благодаря весьма "активным" наклонам переднего и заднего стекол, коротким свесам, очень короткой крышке багажника и более энергичному передку.
Сильно сдвинутая вперед передняя ось позволит увеличить и пространство для ног передним пассажирам, и длину салона в целом. Удлиненная база, помимо повышения комфорта, изменит и поведение автомобиля на дороге: практически исключится галопирование, улучшится управляемость. Но кроме чисто технических параметров, появится другое эмоциональное видение машины - как более спортивной и стремительной. Кстати, проект рождался в калифорнийской студии BMW под руководством Криса Бэнгла, "перу" которого целиком принадлежит сегодняшнее "третье" семейство.
Его почерк виден во всем. Но перспективная 5-я серия - не просто увеличенная в масштабе копия "трешки": это совершенно самостоятельная модель, просто продолжающая взятое дизайнерское направление. А в образе автомобиля все держится, как правило, "на чуть-чуть" - так получается очень элегантная и интеллигентная машина, достойная своих предшественниц. (Интересно, например, что фары головного света, скорее всего, будут круглыми, как у ранних моделей.) Отметим, что в перспективном семействе, помимо привычного универсала, предусмотрены купе и кабриолет (6-я серия), что должно привлечь новые группы покупателей.
Гамма двигателей начинается с совершенно нового четырехцилиндрового, которые служат модулем для шести- и восьмицилиндровых. У четырехцилиндрового двигателя 1,8 л семейства Valvetronic будет по четыре клапана на цилиндр и изменяемые фазы газораспределения. Выпускать его станут на заводе в Хэмс-Холле (Англия).
Для V-образных "восьмерок" планируют два объема - 3,5 и 4,5 л мощностью 235 и 286 л. с. соответственно.
Конечно, не забыты и суперспортивные версии. Например, уже готовится седан М5 с мотором V8 (4,9 л) мощностью 450 л.с. (а может и 500 л.с.!).
Все двигатели агрегатируют с совершенно новыми коробками передач известной фирмы "Цанрадфабрик" (ZF). Обе коробки, как механическая, так и автоматическая, имеют шесть ступеней. Эта же фирма разработала и будет поставлять для новой модели полностью электрический рулевой механизм, включающий два 42-вольтовых электродвигателя. Система получила название "Сервоэлектрик".
Нужно отметить, что бортовая сеть перспективного автомобиля рассчитана на 42 вольта, как и на следующей 7-й серии. "Обкатка" подобной сети возможно пройдет на нынешней "пятерке", куда в 2001 г. будут устанавливать все электрические системы и агрегаты, питающиеся от сети 42 В. Всего же на перспективной машине (Е60) будет свыше 60 процессоров и 80 электродвигателей суммарной мощностью 4 кВт.
Возможно, применят довольно необычный агрегат: стартер-генератор, который планируется устанавливать между двигателем и коробкой передач. В режиме стартера он способен развивать мощность около 8 кВт, а после пуска двигателя заработает в режиме генератора. Вот такая 5-я серия получается - "электрическая"!
Автомобиль планируется оснастить пневматической подвеской со "свечой" "Мак-Ферсон" спереди и многорычажной сзади. Рычаги и спереди, и сзади будут из алюминиевого сплава.



 
Автомашина